10 советов родителям по преодолению школьных трудностей

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1.      Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию. 
Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче. 

2.      Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком. 
Помните: одному ему не справиться со своими проблемами! 

3.      Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах. 
Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем. 

4.      Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» 
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке. 

5.      Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. 
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими. 

6.      Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. 
При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко… 
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. 
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. 
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого. 
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. 
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны! 
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания. 

7.      Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. 
Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. 

8.      Работайте только на «положительном подкреплении». 
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. 
Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр… 

9.      Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. 
Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. 
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше. 
Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… 
Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы. 

10.  Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. 
Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).

 

Возрастные особенности первоклассников

n  Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.

n  Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание.

n  Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

n  Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение.

n  Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

n  Формируется самооценка личности.

n  Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

n  Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

n  Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.

n  Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

Когда уместна тревога?

Обычно                                                           

n  Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

n  Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

n  Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

n  Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

n  Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Опасно

n  Полное отсутствие интереса к учёбе,

n  Делает уроки только «из-под палки»

n  Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.

n  Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию

n  Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

n  Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Файлы для загрузки

Tpyдныйвозраст. как пережить переходный период
Tpyдныйвозраст. как пережить переходный
Adobe Acrobat Document 74.0 KB
Рекомендации родителям детей с синдромом дифицита внимания
Рекомендации родителям.pdf
Adobe Acrobat Document 55.8 KB